программа просвещения детский сад№ 12 с.тахта (1) (1)

1

Содержание
Паспорт программы ..................................................................................................................3
Целевой раздел ..........................................................................................................................6
Пояснительная записка .............................................................................................................6
Родительская компетентность и ответственное родительство .............................................. 8
Основные принципы ............................................................................................................... 11
Планируемые результаты ........................................................................................................ 12
Содержательный раздел .......................................................................................................... 13
Направления деятельности просвещения родителей (законных
представителей) воспитанников ............................................................................................. 13
Просветительская деятельность .......................................................................................... 14
Организационно-методическая деятельность .................................................................... 14
Реализация образовательного процесса детского сада....................................................... 14
Основные формы работы ........................................................................................................ 15
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ................................. 15
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) ..................................................... 16
Организационный раздел ........................................................................................................ 18
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы ....................... 18
Кадровые ресурсы ........................................................................................................... 18
Материально-технические ресурсы ................................................................................ 18
Методические ресурсы .................................................................................................... 18
Информационные ресурсы .............................................................................................. 18
Содержание плана родительского просвещения ............................................................... 19
Перечень литературы для родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста ......................................................................................................... 28

2

Паспорт программы
Целевая аудитория и
место реализации
программы

Нормативноправовые
документы,
регламентирующие
реализацию
программы

Аннотация
программы

Участники образовательных отношений: воспитанники, родители
(законные
представители),
педагоги
Муниципального
бюджетного дошкольного образования детского сада №12 с.Тахта
(далее – ДОУ) Электронная почта - detsad12tahta@mail.ru
Сайт МБДОУ детский сад №12 с.Тахтаhttps://tahta12.tvoysadik.ru/sveden/common
 «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995
№ 223- ФЗ (ред. от 31.07.2023)
 Декларация прав ребенка от 20.11.1959 № 1386 (ХIV)
 Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
 Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей от 30.09.2000
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
 Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155)
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской
федерации на период до 2025 года»
 Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 г.,
регистрационный № 71847 «Об утверждении Федеральной
образовательной программы дошкольного образования»
Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образования детского сада №12 с.Тахта от 2021 г.

Программа просвещения родителей (законных представителей)
представляет собой цикл различных мероприятий по организации
работы
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников ДОУ. Данная программа позволит расширить,
углубить, обобщить знания и возможности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, развития и образования
детей дошкольного возраста совместно с воспитателями,
специалистами ДОУ.
3

Программа направлена на активное вовлечение семей
воспитанников ДОУ в воспитательно-образовательный процесс
через различную совместную деятельность: проекты, участие в
праздниках, досугах, конкурсном движении, организации
развивающей предметно-пространственной среды (РППС) и др.
Обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и
Цель программы
укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства
подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского
сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи, помогающие  информирование родителей (законных представителей) и
общественности относительно целей ДО, общих для всего
достигнуть цели
образовательного пространства Российской Федерации, о
мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного
возраста, а также об образовательной программе, реализуемой
в ДОО;
 просвещение родителей (законных представителей),
повышение их правовой, психологопедагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
 способствование развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и
установления партнерских отношений с родителями
(законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
 вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс.
Планируемые
 У родителей (законных представителей) повысился
результаты
уровень компетентности1 в вопросах воспитания, развития
и образования детей дошкольного возраста
 Повысилась ответственность родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей дошкольного возраста

4

Сроки реализации
программы
Этапы реализации
программы

Система
организации
внутреннего
контроля за
реализацией
программы

 Родители (законные представители) принимают активное
участие в жизни ДОУ: участие в воспитательнообразовательной
работе,
конкурсном
движении,
организации (формировании, развитии) РППС
 Объединение интересов семьи и педагогов ДОУ в
вопросах воспитания, развития и образования детей
 Удовлетворенность родителей (законных представителей)
качеством образования в ДОУ
Программа просвещения родителей реализуется в 2025 – 2026
учебном году
1 этап – подготовительный
Цель: сбор, анализ информации о разработке модели
партнерского взаимодействия ДОУ с родителями (законными
представителями) и воспитанниками
 Изучение теории и практики использования новых
современных форм взаимодействия с родителями
(законными представителями)
 Анализ воспитательно-образовательного процесса с точки
зрения современных требований
 Подбор методической литературы
2 этап – деятельностный
Цель: организация партнерского взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников
 Анкетирование родителей «Возможность участия каждого
родителя в педагогическом процессе»
 Психолого-педагогическая
поддержка
родителей
(законных представителей) по вопросам воспитания,
развития и образования детей дошкольного возраста
 Совместная деятельность педагогов, детей и родителей
(законных представителей)
3 этап – прогностический
Цель: определение результативности внедрения программы
просвещения родителей
 Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности
качеством образования в ДОУ
Общий контроль за реализацией Программы просвещения
родителей осуществляет администрация ДОУ в лице
заведующего, путем оценки достижения цели Программы
просвещения родителей (законных представителей) через анализ
работы и инструментарий оценивания
повышения
родительской
педагогической
грамотности по итогам 2025-2026 учебного года

5

Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа просвещения для родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста (далее Программа) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №12 с.Тахта Ульчского муниципального
района Хабаровского края (далее МБДОУ детский сад №12 с.Тахта), разработана с целью
организации
психолого-педагогического
просвещения
родителей
(законных
представителей) и повышение психолого-педагогической и методической компетенций
родителей (законных представителей) детей. Программа просвещения опирается на
принципы государственной и региональной политики в сфере образования, соотносится с
приоритетами и стратегическими задачами, выделенными в государственных документах
международного, федерального и регионального уровней.
Главными основаниями для разработки Программы стали нормативные
документы:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2017-2025 гг.;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124-ФЗ от 23.06.1998
г. в ред. от 02.12.2013 № 328-ФЗ;
8. Национальный проект «Образование» (2019-2024гг.), паспорт проекта утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10;
9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении
государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025гг.);
10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года.
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года»
12. ФЗ № 223 «Семейный кодекс Российской Федерации».
13. Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями);

6

14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
15. Устав МБДОУ детского сада № 12 с.Тахта Ульчского муниципального района ,
утвержденный распоряжением Комитета по образованию Ульчского района от
2021 г.
Программа определяет содержание и организацию деятельности МБДОУ по
направлению просвещения родителей детей и обеспечивает построение целостного
процесса для эффективного взаимодействия МБДОУ и семей с детьми, способствующего
созданию условий развития для детей, открывающих возможности для позитивной
социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, для
профилактики возникновения социальных рисков и построению успешных детскородительских взаимоотношений.
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается
в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где
в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение
традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение
духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании,
создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства,
повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной
устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики
предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и
воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и
нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим
себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к
формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и
общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в
семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки
взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка,
самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь
природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического
состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья
представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят
стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое
и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту
воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в

7

формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных
потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и ДОУ в образовательном
процессе.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных
возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей –
важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими
обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня
педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации
для них различных форм образования.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских
отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение
родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое
здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными
представителями). В основе процесса организации работы с родителями (законными
представителями) в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского
общества (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности
труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями,
разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).

Родительская компетентность и ответственное родительство
Основные понятия
Родительство – сложный социальный институт, базирующийся на проявлении
родительских чувств, любви и привязанности к детям, определяющий выполнение
специфических социальных ролей матери и отца, основанных на фундаменте культурных
ценностей и традиций как общества в целом, так и конкретной семьи и проявляющийся в
реальном поведении, отношении родителей (законных представителей) к детям в стиле
воспитания.
Ответственное родительство – выполнение родителями своих обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка, исходя из его
законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной
мере развиваться.
Компетентность родителя (законного представителя) – способность родителя
(законного представителя) решать вариативные задачи воспитания, развития, обучения
ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях,
интересах и способностях ребенка.
Родительство – не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое
явление, интегральное психологическое образование личности. Родительство включает в
себя проявление родительских чувств, любви и привязанности к детям, выполнение
специфических социальной ролей, в основе которых культурные ценности и традиции рода
и общества в целом, демонстрация реального поведения родителя (законного

8

представителя), стиля воспитания во благо ребенка, его эмоционально благополучного и
комфортного развития, ценностное отношение к ребенку. Все эти процессы взаимосвязаны.
Проблема родительства рассматривается сегодня в контексте изменения реалий
практики семейного воспитания. Жизнь в информационном обществе и мегаполисах,
трансформация самих брачно-семейных отношений, изолированность и индивидуальность
практики семейного воспитания, снижение ценности института семьи в обществе,
появление феномена социального сиротства приводят к снижению воспитательного
потенциала семьи.
Поэтому в последнее время для преодоления возникших проблем достаточно много
внимания уделяется вопросам формирования ответственного родительства. Для решения
этой приоритетной задачи важно понимать, кто такой ответственный родитель (законный
представитель), какими качествами и характеристиками он должен обладать.
Особое внимание к феномену ответственного родительства обосновано
рассмотрением данного явления
 Как национальной и педагогической идеи, связанной с осознанным
отношением к семье и воспитанием детей как членов семьи и общества;
 Как социального феномена, который характеризует качества родителей,
проявляющиеся в отношениях и взаимодействиях родителей и ребенка
(забота, уважение, поддержка, сочувствие, сопереживание).
С ответственным родительством связывают проявление терпения и уважительного
отношения к ребенку, обеспечивающее развитие у него адекватной самооценки,
самоуважения, чувство достоинства, уверенности и самостоятельности.
Внешне ответственное родительство проявляется в форме выполнения родителями
(законными представителями) своих социальных обязанностей. Но очень важна именно
внутренняя форма ответственного родительства – чувство долга, осознания и готовности
действовать в интересах ребенка.
Результатом реализации родителями ответственной позиции является
направленность действий и усилий на поддержание конструктивных, ценностных и
доверительных отношений с ребенком.
Важные установки ответственного родителя (законного представителя):
1. Родителю (законному представителю) важно осознавать, что ребенок полностью
зависит от семьи, учится познавать окружающий его мир, в том числе мир
социальных отношений, ориентируясь на установленные нормы и правила в семье.
Крайне важно, чтобы родители (законные представители) понимали, что проявление
разногласий между мамой и папой, родителями и старшим поколением семьи в
вопросах воспитания ребенка приведут к разногласию ценностей и установок, норм
и традиций, которые познает и принимает ребенок. Поэтому главной задачей
ответственных родителей (законных представителей) становится единство взглядов
и подходов на процесс воспитания, где ключевой линией становится поддержка и
помощь ребенку во всех его действиях и начинаниях.
2. Важной миссией родителя (законного представителя) становится четкое выполнение
родительских обязанностей, связанных с принятием полной ответственности за
жизнь, благополучие, здоровье ребенка. Все действия родителя (законного
9

3.

4.

5.

6.

7.

представителя) должны выполняться во благо ребенка, быть направлены на его
развитие. Для ребенка родитель (законный представитель) выступает в роли
эксперта – посредника между малышом и разными социальными институтами.
Именно родитель (законный представитель) впервые объясняет ребенку нормы и
правила, существующие в обществе, традиции семьи, рода, национальные традиции,
помогает ребенку следовать им, показывая значимость их выполнения личным
примером.
Родителю (законному представителю) необходимо понимать, что процесс
воспитания по отношению к маленькому ребенку выстраивается на принципах
уважения, заинтересованности в жизни друг друга, безопасности, комфортности и
эмоционального
благополучия,
поэтому
спокойный,
доброжелательный
психологический климат в семье – залог успешности развития малыша.
Ответственный родитель (законный представитель) понимает значимость
регулярного общения и взаимодействия с ребенком, выступая в роли помощника и
советчика в решении ребенком разнообразных задач жизни и деятельности. Он
всегда готов к открытому диалогу с ребенком, к обсуждению важных для ребенка
тем, давая возможность ребенку высказывать свою позицию, делиться
переживаниями.
Очень важной частью ответственного родительства становится высокая степень
эмпатийности2 родителей по отношению к ребенку. У детей чрезвычайно подвижная
нервная система, они более уязвимы, чем взрослые, впечатлительны. Родителю
(законному представителю) при оценке любой ситуации важно стараться вставать
на позицию ребенка, видеть ситуацию глазами ребенка, признавать право ребенка
на любые эмоции, в том числе отрицательные, создавать условия для того, чтобы
малыш мог справиться с ситуацией, помогать ему в решении проблем.
Родитель (законный представитель), ориентированный на ребенка, понимает
ответственность за свое поведение и деятельность. Малыш наблюдает, как взрослые
решают разные задачи жизни и деятельности, как справляются со сложными и
конфликтными ситуациями, и стараются подражать значимым взрослым в решении
собственных задач. Очень важно быть последовательным в своих действиях, самому
всегда выполнять те правила и нормы, которые должен выполнять ребенок,
демонстрировать малышу пример трудолюбия, упорства, стойкости, доведения
любого дела до конца.
Поддержка здорового образа жизни всей семьей – залог спокойствия и здоровья
самого ребенка. Родителям (законным представителям) важно понимать, что
последовательное и регулярное выполнение правил здоровьесбережения и
здоровьесозидания в семье позволит сформировать привычку ребенка правильно
питаться, заниматься спортом, следить за своим здоровьем. Если родители
(законные представители) не уделяют данному вопросу должного вынимания, то
ребенок так же не видит в этом необходимости, что подвергает его здоровье риску.

10

Ответственный родитель (законный представитель) не только понимает значимость
своей особой миссии в сохранении здоровья ребенка, его развитии и воспитании, но и умеет
качественно решать поставленные задачи, что и позволяет выйти на еще одну
характеристику родителя – компетентность.
Выполнение взрослыми функции родителя в отношении развития ребенка
обязательно предполагает наличие определенных компетенций – знаний и умений
воспитывать и обучать ребенка, обеспечивать условия для его полноценного и
благополучного развития
Компетентный родитель (законный представитель) обладает необходимой системой
знаний (о возрастных и индивидуально-личностных особенностях ребенка, эмоциональном
и психологическом благополучии, проблемах и трудностях, методах воспитания),
руководствуется в своих действиях адекватной мотивацией, признавая самоценность
ребенка, имеет необходимые ресурсы (материальные и личностные) и возможности (время,
контакты, пространство совместных занятий).
Компетентный родитель (законный представитель) в любой момент времени в
любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним
«совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее
эффективные пути, средства и методы развития ребенка.
Компетентный родитель (законный представитель) – это родитель (законный
представитель), который готов, опираясь на свой семейный опыт и представления о
ценностях семьи, решать задачи общения и взаимодействия с ребенком с целью его
успешной социализации, для его полноценного развития, воспитания и обучения, учитывая
возможности, потребности и интересы ребенка на разных этапах его развития.
Таким образом, компонентами родительства являются совокупность ценностных
ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций,
родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит
эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
Сформировать и поддержать позицию осознанного и ответственного родительства,
а также помочь родителям стать компетентными в вопросах воспитания детей в
наибольшей степени призвано педагогическое сообщество. Помощь педагога в
формировании родительской компетентности неоценима. При этом прямая помощь в
качестве научения родителей неприемлема. Сегодня следует говорить о взаимодействии,
основными принципами которого являются: взаимоуважение и взаимодополнение, диалог,
единство целей, координация усилий и сотворчество в воспитании и образовании детей.

Основные принципы
Просвещение родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного
возраста следует строить на следующих принципах:
 приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом
об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны

11









заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка;
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в
ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой
на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов,
так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей
(законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и
ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями
развития детей.

Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят
отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и
становления партнерских отношений между семьей и ДОУ:

12

 У родителей (законных представителей) повысился уровень компетентности в
вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста
 Повысилась ответственность родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста
 Родители (законные представители) принимают активное участие в жизни ДОУ:
участие в воспитательно-образовательной работе, конкурсном движении,
организации (формировании, развитии) РППС
 Объединение интересов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания, развития и
образования детей
 Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в
ДОУ

Содержательный раздел
Направления деятельности просвещения родителей (законных
представителей) воспитанников
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на
ребенка работа педагогов начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив
реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей
структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания
дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше
ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
 Сбор информации о семьях: состав семьи; определение социального статуса семьи;
выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический
микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи;
 Распространение информации о работе детского сада: сайт - https://tahta12.tvoysadik.ru/;
группа в ВК - https://vk.com/public206415136, родительские собрания.
 Анализ информации.

13

Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей), а также повышение профессионализма педагогических кадров.
Просветительское направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания, развития, образования детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией,
сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации
образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ
(воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог
дополнительного образования, медицинская сестра).

Организационно-методическая деятельность
В процессе повышения уровня компетентности родителей (законных
представителей) по вопросам воспитательно-образовательной деятельности необходимо
способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для
организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей
(законных
представителей)
действительно
равно-ответственными
участниками
образовательного процесса.
 Организация культурно-массовых мероприятий.
 Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
 Вовлечение родителей (законных представителей) в педагогический процесс:
участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных
праздников; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь
в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры,
экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в
творческих выставках детско-родительских работ; благоустройство прогулочных
площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега) и
т.д.
 Вовлечение детей в творческий процесс: участие в культурно-массовых
мероприятиях; участие в выставках детско - родительских творческих работ
(рисунки, поделки); совместное участие с родителями (законными представителями)
в семейных концертах;

Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей (законных
представителей) осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание
потребностей ребёнка); готовность родителей (законных представителей) к сотрудничеству
с воспитателями, специалистами.
 Привлечение родителей (законных представителей) к пополнению развивающей
предметно-пространственной среды в группах, на территории детского сада с
учетом возрастных особенностей детей.

14

 Использование профессиональных умений и возможностей родителей (законных
представителей) в осуществлении воспитательно-образовательного процесса и
пополнении материально-технической базы ДОУ.

Основные формы работы
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых,
подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1. Диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы,
анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», участие в
педагогических советах, педагогические беседы с родителями (законными
представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и
других видов деятельности детей, тренинги, самообразование, семинары,
творческие группы;
2. Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, консультации, конференции, круглые столы, семинары практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные,
родительские клубы и другое; оформление информационных проспектов, стендов,
ширм, папок - передвижек для родителей (законных представителей); ведение сайта
ДОУ
https://tahta12.tvoysadik.ru/;
и
социальных
групп
в
ВК
https://vk.com/public206415136; оформление фото-выставок, выставок детских
работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
3. Досуговое направление: совместные праздники, досуги и вечера развлечений,
спортивные развлечения и Дни здоровья, Малые Олимпийские игры ДОУ;
тематические мероприятия; социальные акции; экологические субботники; выпуски
стенгазет о взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей; творческие
конкурсы; экскурсии; оформление альбомов для уголков уединения.
4. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между
семьей и ДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей).
Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка,
выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и
пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных
представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального
образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование
совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи
для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении
образовательной программы.

Формы взаимодействия с родителями (законными
представителями)
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) направлены на
развитие их родительской компетентности.
15

Выбор форм работы с родителями в направлении развития их психологопедагогической компетентности связан с двумя группами задач.
Первая группа направлена на повышение информированности родителей (законных
представителей) о современных детях дошкольного возраста, специфике их развития, их
потребностях, возможностях и интересах. Эти задачи эффективно решаются на
тематических встречах для родителей (законных представителей), родительских
дискуссиях, заседаниях семейных клубов, семинарах.
Примерная тематика «Роль отца в воспитании ребенка», «Мамины заботы», «Что
родитель хочет знать о дошкольнике, но стесняется спросить», «Секреты воспитания
мальчиков и девочек», «Этот загадочный ранний возраст» и другие.
Вторая группа направлена на наращивание и обогащение опыта родителей
(законных представителей) в вопросах общения и взаимодействия с ребенком. Для решения
данной задачи подойдут такие формы как: мастер-классы, практикумы и тренинги для
родителей (законных представителей), конкурсы, деловые игры, решение педагогических
кейсов.
Примерная тематика «Учимся договариваться с ребенком», «Пять секретов самой
замечательной прогулки с ребенком», «Как незаметно победить капризы ребенка».

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)
Права и обязанности родителей
1. «Семейный кодекс
Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ
(ред. от 06.02.2020) СК РФ

16

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут
ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о
здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих
детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих
детей перед всеми другими лицами. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N
185-ФЗ)
Источник: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
2. Ст. 38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и
воспитывать их: Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Источник: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=357694
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся «1п. Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального
развития
личности
ребенка.»
- https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php

Ответственность родителей
1. Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156 – неисполнение обязанностей
по
воспитанию
несовершеннолетних
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48
c6 58ebf60d3c66ca9/

Права и обязанности детей
1. Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:
 Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
 Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
 Ст. 56. Право ребенка на защиту: Ребенок имеет право на защиту своих прав
и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со
стороны
родителей
(лиц,
их
заменяющих).
Источник:
https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynomkodekse/
2. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Источник: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
 Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки
и стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
 Статья 41. Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-41.php

17

 Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
обучающимся,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st42.php
 Статья
43.
Обязанности
и
ответственность
обучающихся
https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-43.php
4. Декларация
прав
ребенка.Источник:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml;
5. Конвенция
ООН
о
правах
ребенка.Источник:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml;
6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml

Организационный раздел
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Кадровые ресурсы
Заведующий МБДОУ детский сад №12 с.Тахта, воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Материально-технические ресурсы
Реализация программы осуществляется в помещениях МБДОУ детский сад №12
с.Тахта(музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с использованием
имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное
оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы
Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты,
конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных
материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы
Размещение информации на сайте образовательной организации, подготовка и
распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления
буклетов, памяток, флайеров.

18

Содержание плана родительского просвещения
Период

тема

Сентябрь

«Взаимодействие

направление

Форма работы Цель

ответственные

консультация

Воспитатели, заведующая

детского сада и
семьи»
«16 фраз, которые
нужно говорить
своим
детям»
анкета

«Выявление

В целях подготовки

образовательных

мероприятий,

потребностей и

направленных на

запросов

взаимодействие

родителей»

педагогического
коллектива и
родителей по
вопросам
воспитания,
развития, здоровья
и безопасности
детей.

«Знакомств
о с группой
и ДО»

Просветительское
направление

Экскурсия

Познакомить

Воспитатель

родителей с
условиями
пребывания
ребенка в группе
ДО

«Начинаем
учебный год»

Собрание

Познакомить

Заведующий ДОУ Воспитатели

родителей с
реализуемой в
ДОУ
образовательной
программой и
планами на
учебный год по
воспитанию и
образованию
детей.

«Правила в детском
саду»

Познакомить
родителей с

Заведующий ДОУ
Воспитатели

правилами
посещения
детского сада
принятыми ДОУ
«Возрастные
особенности
детей»

Наглядноинформативное

Стенд

Повысить уровень Воспитатели
родителей в знании
возрастной
физиологии у детей

19

«Что должно быть в
шкафчитке»

стенд

Сформировать

Воспитатели

представление
родителей о
необходимом
содержании
шкафчика ребенка
в детском саду

«Как ходить в

Папка передвижка

детский сад без
слез»

Повысить
компетенции

Воспитатели

родителей по
легкой адаптации
детей в детском
саду.

«Безопаснос
ть на
дороге»

Стенд

Рассказать

Воспитатели

родителям о
правилах
безопасности для
детей по дороге в
ДОУ

«Осенняя погода в
нашем городе»

Стенд

Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
здоровьесбреже
нию детей

«Как не заболеть»

Папкапередвижка

Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
здоровьесбереже
нию детей

Наша Афиша на
сентябрь

Октябрь

«Досуг дома»

Диагностикоаналитическое
направление

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
опрос

Познакомить

Заведующий

родителей с
планируемыми
меропритиями
Сформировать

воспитатели

представление о
совместном
досуге детей и
родителей.

«Господдер
жка семей с
детьми
дошкольног
о возраста»

Просветительское

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»

Информирование

заведующий

родителей о мерах
господдержки
семей с детьми
дошкольного
возраста

«Поддержка
детского здоровья
при посещении
детского сада»

Встреча с
специалис
тами по
индивидуа
льному
плану

Повысить
компетенцию
родителей по
здоровьесбереже
нию детей на
тему
профилактике

20

Воспитатель

«Осень в гости к
нам пришла»

Досуг

простудных
заболеваний

работник

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через досуг.

«Осенняя
фантазия»

Выставка
совместн
ых
творческ
их работ

Побуждать

Воспитатели родители

родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через творческую
деятельность

Наша Афиша на
октябрь

Наглядноинформативное

«Как сделать
поделку на
выставку»

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
Папкапередвижка

Познакомить

Заведующая

родителей с
планируемыми
меропритиями
Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
взаимодействию
сдетьми в
процессе
подготовки
поделок на

«Баб
ушк
ии
деду
шки
»
1 октября-

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»

выставку в ДОУ
Повысить
Заведующая
компетенцию
родителей в
воспитании детей и
показать
значимость заботы
о пожилых людях.

Международный
день пожилых детей
«Мой папа вот
такой!»
15 октября день
отца в России

Интервь
ю,
Стенгазе
та
Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»

Ноябрь

Наша Афиша на
ноябрь

«Детям о
профессиях»

Наглядноинформативное

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
Памятка

Познакомить
родителей с
представлениями
их детей о
родителях и
желании
совместного
проведения
времени

Воспитатели Инструктор по физической
культуре

Познакомить

Заведующая

родителей с
планируемыми
меропритиями
Побуждать
родителей к
совместному

21

Воспитатели

решению
образовательных
задач
«Книги для детей
про профессии»

Памятка

Воспитатели

Познакомить
родителей с
возможными
книгами для
дошкольников о
России.

4 ноября –День
народного
единства

Оформление
холла

Воспитатели

Предоставить
дидактические
материалы и
наглядные
пособия для
просвещения
родителей и
детей

Мама, папа,
яспортивная
семья

Просветительское

Досуг

Воспитатели

Побуждать
родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через досуг.

Ярмарка
маминых
талантов

Мастер-класс

Воспитатели

Побуждать
родителей к
участию в
образовательно
м процессе
ДОУ, через

Декабрь

«Планы на
Новогодние
праздники»

Диагностикоаналитическое
направление

мастер-классы.
Анкетирование Выявить уровень

Воспитатели

компетенций
родителей по
организации
детского отдыха

Наша Афиша на

Наглядно-

Публикация в

декабрь

информативное

социальной сети планируемыми
«ВКонтакте»
меропритиями

«Куда можно
сходить с
ребенком на
выходные»

Буклет

Познакомить
родителей с

Заведующая

Воспитатели

Познакомить
родителей с
достопримечатель
ностям и
актуальными для
возраста детей.

12 декабря- День
конституции

Стенд

родителей

Российской

Воспитатели

Познакомить
с

историей

Федерации

праздника

22

День

конституции
Российской
Федерации
«Зимняя сказка»

Просветительское

Выставка
творческ
их работ

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через творческую
деятельность

«Веселый
Новый
год!»

Праздник

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через праздник.

Январь

«Питание дома»

Диагностикоаналитическое
направление

Опрос

Выявит

Воспитатели

знания
родителей
об
организации
правильного
питания
детей

Наша Афиша на
январь

Наглядноинформативное

«Подвижные игры

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
Стенд

Познакомить

Заведущий

родителей с
планируемыми
меропритиями
Повысить

на зимней

компетенцию

прогулке»

родителей по

Воспитатели

организации
подвижных игр
на зимней
прогулке.
«Блокадное
окно
Ленинграда
»

Оформлен
ие
выставки в
холле
Стенд

Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
патриотическом
у воспитанию

900 дней и ночей

Просветительское

Досуг

Побуждать
родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через досуговую
деятельность

23

Воспитатели

Выставка
творческ
их работ

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе ДОУ,
через творческую
деятельность

Февраль

«Ошибки,
которые
совершать
нельзя»

Буклет

Размещение

Воспитатель

информации
на стенде

«Экскурси
я
выходного
дня»

Наглядноинформативное

Буклет

Познакомить

Воспитатели

родителей с
мероприятиями
актуальными для

Наша
ша
февраль

Публикация
социальной
«ВКонтакте»

Афи
на

возраста детей
Познакомитьв
сети
родителей с

заведующая

планируемыми
мероприятиями

«8 февраляДень
Российской
науки»

Стенд

Познакомить

Воспитатели

родителей с
актуальными
опытами для
детей
дошкольного
возраста, которые
можно провести в
домашних
условиях.

«Все о родном
языке»

Папка передвижка

Повысить

Воспитатели, деффектолог

компетенцию у
родителей по
развитию речи у
детей
дошкольного
возраста

«23 февраляДень
защитников
Отечества»

Просветительское

Спортивный
досуг

Побуждать
родителей к

Инструктор по физической культуре
воспитатели

участию в
образовательном
процессе, через

Март

«Традиции
нашей
семьи»

Диагностико-

Опрос

аналитическое
направление

24

праздник.
Узнать о
традициях в
семьях
воспитаннико
в

воспитатели

Наша Афиша на
Март

Наглядноинформативное

«Осторожно!
Тает лед!»

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
Стенд

Познакомить

заведующая

родителей с
планируемыми
мероприятиями
Познакомить

Воспитатели

родителей с
правилами
безопасности у
водоемов в
весенний период
при таянии льда.

«Подароч
ек для
мамочек»

Просветительское

Выставка
творческ
их работ

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе, через
творческую
деятельность.

«Международный
женский день»

Праздник

Побуждать
родителей к

Музыкальный
воспитатели

участию в
образовательном
процессе, через
праздник.
Апрель

Наша Афиша на
апрель

Наглядноинформативное

«Закаливающие
процедуры»

Публик
ация в
социаль
ной сети
«ВКонтакте»
Стенд

Познакомить

Заведующая

родителей с
планируемыми
мероприятиями
Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
здоровьесбережен
ию детей на тему
польза
закаливающих
процедур.
Стенд

«Как развивать

Повысить

познавательную

компетенцию

активность у

родителей по

ребенка»

познавательной

Воспитатели

активности у
детей
«Космические
приключения»

Просветительское

Выставка
творческ
их работ

Побуждать
родителей к
участию в
образовательном
процессе, через
творческую
деятельность.

25

Воспитатели

руководитель

«Космические
старты»

Спортивный
досуг

Побуждать
родителей к

Инструктор по физической культуре
воспитатели

участию в
образовательном
процессе, через
праздник.
Май

«Наш детский сад» Диагностикоаналитическое
направление

Опрос

Выявить

Воспитатели

удовлетворе
нность
родителей
качеством
образования,
работой
педагогическ
ого
коллектива.

Наша Афиша на
май

Наглядно-

Публик

Познакомить

информативное

ация в

родителей с

социаль

планируемыми

ной сети

мероприятиями

«ВКонт
акте»

26

Заведующая

«Веселые идеи на
лето»

«ВКонтакте»

мероприятиями

Старший воспитатель

Буклет

Повысить

Воспитатели

компетенцию
родителей по
организации
семейного
образования в
летний период.

«День Победы»

Просветительское

Выставка
творческих
работ
Оформлени
е холла

Побуждать

Воспитатели

родителей к
участию в
образовательном
процессе, через
творческую
деятельность

Праздник,
Бессмертн
ый полк

Побуждать

Воспитатели, музыкальный руководитель

родителей к
участию в
образовательном
процессе, через
участие в
мероприятиях

«Завершим
год
правильно»

ДОУ
Познакомить
родителей с
итогами года.

Собрание

27

Заведующая,воспитатели

Перечень литературы для родителей (законных представителей)
детей дошкольного возраста
1. Айрес, Э.Дж. Ребѐнок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.:
Теревинф, 2017.
2. Арнаутова Е.П. Сама в садик я ходила. Проблемы выбора. Семья,
няня, гувернер, детский сад / Е.П. Арнаутова К.Р. Овсепян. Л.А.
Парамонова
и др. – М.: Карапуз, 2011.
3. Баенская Е.Р. В пространстве материнских рук. Общение и игра
взрослого с младенцем: Книга для родителей / Е.Р. Баенская, И.В.
Выродова.
– М.: Карапуз, 2004.
4. Безруких М. М. Профессии: Маленькая энциклопедия для
взрослых / под ред. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: Ювента, 2001
5. Быкова А.А. Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!
/ А. А. Быкова. – М.: АСТ, 2017.
6. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких: книга
для родителей / И.А. Выродова. – М.: Школьная Пресса, 2007.
7. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа:
учебно-методическое пособие / О. П. Гаврилушкина. – М.а: Дрофа, 2010.
8. Гатанова Н.В. Я иду в детский сад! от 0 до 3 лет / Н.В. Гатанова,
Е.Г. Тунина. – СПб.: Литера, 2009.
9. Гинотт Х. Родитель – ребенок: мир отношений. – М.: Эксмо, 2012.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? /
Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Издательство АСТ, 2018.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю.Б.
Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2023.
12. Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Т. Гордон. –
Екатеринбург: АРД ЛДТ, 1997.
13. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка.
Практическое руководство для родителей. – М.: Манн, Иванов и Фербер,
2018.
14. Дмитриева В. Г. Большая книга счастливой семьи. Семья, где все
счастливы / В.Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2022.
15. Доусон П., Гуар Р. Ваш ребенок может все. Как развить
организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал. – М.: Манн,
Иванов и Фербер. - 2014.
16. Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка: Книга для родителей: Пер. с
англ. / Дрейкурс Р., Золц В. – М.: Прогресс, 1986.
17. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. - Екатеринбург:
Рама Паблишинг, 2015.
18. Дэвис С. Монтессори для малышей: полное руководство по
воспитанию любознательного и ответственного ребенка / Симона Дэвис;
[перевод с английского Е. Косаревой]. – Москва: Эксмо, 2020.
19. Жиянова П. Л. Дневник развития ребенка раннего возраста. – М.:
Благотворительный фонд «ДаунсайдАп», 2017.
20. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. –
Санкт-Петербург: Речь, 2005.
28

21. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и
эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013.
22. Как воспитывать умников и умниц. Советы родителям детей
младенческого и раннего возраста / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева, В.О.
Кирюнина, Ю.А. Разенкова и др. / Под ред. Ю.А.Разенковой. – Ярославль:
Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети», 2011.
23. Керделлан К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры
формируют завтрашних взрослых / К. Керделлан, Г. Грезийон / Пер. с фр.
А.
Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
24. Кипхард Э.Й. Как развивается ваш ребенок?: таблицы
сенсомоторного и социального развития. От рождения до 4-х лет / Кипхард
Э. Й.; [пер. с нем. Л. В. Хариной]. - 4-е изд. — Москва: Теревинф, 2016.
25. Костяк Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе: [книга
для родителей] / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008.
26. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста.
Методическое пособие для реализации комплексной образовательной
программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2018.
27. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип
преемственности / Ж. Ледлофф / Пер. с англ. Леонида и Ирины
Шарашкиных. – М.: Генезис, 2002.
28. Лепим, рисуем, творим…: игры с детьми младенческого возраста /
Ю.А. Разенкова, Т.П. Кудрина, Г.Ю. Одинокова, С.Н. Теплюк; под ред.
Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2010.
29. Лыкова И.А. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста.
Учебно-методическое
пособие
для
реализации
комплексной
образовательной
программы «Теремок» / И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева. – М.:
Издательский
дом «Цветной мир», 2019.
30. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на
свободную тему. - М.: Генезис, 2010.
31. Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке, или Неруководство по
детской психотерапии / И.Ю. Млодик. – СПб.: Питер, 2004.
32. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на
свободную тему / И.Ю. Млодик. – М.: Генезис, 2011.
33. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори.
– М.: Издат. дом «Карапуз», 2014.
34. Овсепян К.Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации / К.Р.
Овсепян. – М.: Карапуз, 2014. .
35. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых. - СПб., 2008
36. Петрановская, Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка.
- М.: АСТ, 2020.
37. Разенкова Ю.А. Ребенок 2-3 лет. Советы родителям и
воспитателям от ведущих специалистов страны. Показания развития / Ю.А.
Разенкова, Л.Я. Каневская, Т.П. Кудрина, Л.Г. Голубева. – М.: Школьная
Книга, 2020.

29

38. Ребенок от рождения до года: Пособие для родителей и педагогов /
Н.Н. Авдеева, И.А. Выродова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Г.М.
Лямина,
Ю.А. Разенкова и др. / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
39. Ребенок второго года жизни: Пособие для родителей и педагогов /
Н.Н. Авдеева, И.А. Выродова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Г.М.
Лямина,
Ю.А. Разенкова и др. / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
40. Ребенок третьего года жизни: пособие для родителей и педагогов /
авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.]; под ред. С. Н. Теплюк. – М.: МозаикаСинтез,
2016.
41. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы
педагогам и родителям: Сборник / А.С. Русаков. – СПб: Речь, 2016.
42. Соколова Л.А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся /
Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. –
2010 г.
43. Фабер А., Мозлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как
слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2013.
44.
Федотова
А.М.
Познаем
окружающий
мир
играя:
сюжетнодидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.:
Сфера, 2014.
45. Фромм А. Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в
любой ситуации. – М.: Изд-во АСТ, 2017.
46. Черниговская Т. В., [исп.]. Человек растерянный - Homo Confusus
и новая цифровая реальность. - М., 2019.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.